rudocs.exdat.com/docs/index-10961.html?page=12#...
"Эволюция взглядов Ёсида Сеин по вопросам долга и верности императорскому дому" (Паленко Ангелина, студентка отделения страноведение Японии)
читать дальшеВ 1830 г. в семье небогатого, но образованного самурая Суги Юриносукэ родился сын. Через 29 лет он будет обезглавлен. За свою короткую жизнь Ёсида Сеин, а именно так звали этого человека, станет одним из самых неординарных мыслителей своего времени. После него останутся идеи, страхи и мечты, которые до сих пор будоражат умы его соотечественников (и историков самых разных стран).
После смерти Ёсида боготворили, провозглашали национальным героем. За бесконечную преданность императору сравнивали с Кусуноки Масасигэ, выдающимся воином древности, олицетворявшим для японцев эту самую преданность. И в то же время называли "нелепым растяпой, чокнутым типом". Так считает, например, японский историк Кавай Кадзуо.
Время жизни Ёсида Сеин не было спокойным. Страна находилась на пороге открытия всему остальному миру. Более чем 200 - летний период изоляции подходил к концу. Это было время кардинальных перемен и судьбоносных решений. Только сильные духом и талантливые личности могли вершить историю, выбирая путь, по которому предстояло идти последующим поколениям. Таких людей было немало - Сакума Содзан, Ии Наосукэ, Ёкои Сенан и другие.
Ёсида Сеин, несмотря на то, что некоторые японские историки считают, что его концепции не отличались особой оригинальностью и указывают на узнаваемость его взглядов, например, в произведениях Хаяси Сихэй, Хонда Тосиаки), занимает достойное место в ряду выдающихся деятелей своей эпохи.
Ёсида пытался дать ответы на многие вопросы, которые ставило перед ним его время. Из них одним из самых важных являлся вопрос об отношении к императору, о долге и верности. В этой работе мы попытаемся показать метаморфозы, которые претерпели его взгляды на эту проблему. А также понять причины, по которым Есида в конечном счете избрал радикализм, отказавшись от пути реформ.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить, что повлияло на формирование мировоззрения Ёсида Сеин.
Во-первых, это были работы конфуцианских ученых. Таких, как Джу Си, Ван Янмин и другие. Ёсида считал, что изучение произведений китайских классиков помогает лучше осознать задачи, стоящие в тот период перед Японией. По мнению конфуцианских ученых, определяющее влияние на внешнюю и внутреннюю политику оказывало моральное состояние общества. Если нравственные устои в государстве ослабевают, это приводит к ослаблению данного общества и государства изнутри. Что, естественно, делает страну уязвимой для противников. Проблема же отношений с соседями была очень актуальна для Японии в то время.
Из концепций школы Мито Ёсида взял идею о божественном происхождении императора. Сильное впечатление на него произвели работы ученых, принадлежавших к школе национальной науки вагаку. Особенно идеи Мотоори Норинага о том, что "государство - это частное владение императора". Ёсида полностью одобрил заявления Мотоори о "всеобщей обязанности почитать императора и о том, что незамутненное чувство "чистого сердца" (магокоро) автоматически позволит людям достигнуть императора". Согласно этому положению Ёсида сделал императора непосредственным объектом, на который направленно чувство преданности. Теперь Ёсида мог настаивать на прямом личном выражении верности. "...все под солнцем, - писал он, - принадлежит императору, и все люди, живущие на этой обширной императорской земле, должны быть его подданными".
Вопрос о верности, как говорилось ранее, является одним из ключевых для Ёсида. Что такое верность императору и как настоящий патриот должен проявлять ее? Вот что писал Ёсида по этому поводу: "... Я пытался 5 лет найти способ выразить свое почтение императорскому двору. Но ранее я не знал ничего о великом принципе верности".
Ёсида высказал предложение (довольно революционное для того времени) о том, чтобы каждый японец взял на себя личную ответственность перед императором. Это, по его мнению, смогло бы оживить традиционные представления о верности. В одном из своих эссе он задавал вопрос: "Каков путь верности?". И вот какой ответ давал: "Путь верности, это не выслушивание или получение приказов... Скорее, его можно обозначить как "делание практических вещей, которые приносят результаты". Для Ёсида верность была не только руководством к действию, но и самим действием.
Можно с большой долей уверенности сказать, что категорическое неприятие слепого повиновения, которое являлось обычной практикой в то время, и уверенность в том, что практичность и чувство настоящего определяют суть верности, как принципа жизни, - все это позднее привело Ёсида к экстремистским высказываниям.
Практичность, как составляющая часть верности, побуждала Ёсида заняться изучением западной науки. "Если мы не изучим жизнь варваров, - писал он, - то как сможем отогнать их от наших берегов?". И Ёсида решает тайно отправиться на одном из иностранных судов за границу. Его план провалился. Впоследствии нераскаявшийся в своем поступке Ёсида доказывал, что хоть его неудача и причинила вред стране, но урон, нанесенный традиционному закону, навязывающему изоляцию, было незначительным, по сравнению с потенциальной национальной выгодой.
Что касается политики, то оставалось несколько лет до того момента, когда он сделает вывод о бесполезности бакухан как системы. Пока Ёсида только обличает некомпетентность чиновников и призывает реально взглянуть на состояние дел в стране. "Мы так расслабились..., что пригодны только тратить деньги и не вспоминать об оружии", - заявлял он.
Переломным моментом для Ёсида стал приход эскадры коммодора Перри в 1853 году. Американский историк Эриксон писал, что там, где технологическое развитие вторгается в общество, в котором аграрные, феодальные или патриархальные институты пустили глубокие корни, молодежь начинает остро чувствовать угрозу своей коллективной и индивидуальной идентичности. Поэтому она готова поддерживать доктрины, предлагающие полное погружение в искусственное единство (национализм, расизм, классовое сознание).
Ёсида сильнее, чем кто-либо, почувствовал этот исторический сдвиг. А также то, что ему и таким, как он, невозможно в полной мере проявить свои способности. Вот что он писал по этому поводу: "Политическая сила в настоящее время контролируется самураями высшего ранга. ... Она (т.е. сила) - личное владение даймё и не распространяется на самураев низшего ранга". Когда Ёсида понял, что ни одна из унаследованных им общественных ролей не подходит для него, он стал создавать новые роли и новую историю, в которой мог бы найти себе достойное место. Можно предположить, что именно в этот момент он изменил свою ориентированность с реформы на радикализм.
Тем не менее, вплоть до 1857 г. Ёсида настойчиво пытался спасти традиционный порядок. "Верность бакуфу и трону - это одно и то же...", - писал он в 1855 году. "Поскольку император и государство едины, бакуфу и княжества должны действовать заодно", -продолжал он свою мысль. Ёсида надеялся на разумный компромисс между бакуфу и императором. Но в 1857 г. сёгун проигнорировал декрет императора, призывавший к прекращению переговоров и изгнанию варваров. Ёсида был потрясен. Он гневно обличал "предателя": "Оно (т.е. бакуфу) отреклось от неба и земли,... взлелеяло современный ...кризис и оставило в наследство будущим поколениям национальный позор ...когда сёгун не способен действовать, тогда целое государство подвергается опасности... Уничтожить предателя - это выражение верности.
Отказ бакуфу принять декрет ставил под угрозу политическую безопасность страны. Есида обратился к императору, как законообразующему принципу.
Если проблема возникала на территории сёгуната, то ее должен был решать сёгун, если на территории княжества - то дайме. Но наступивший кризис касался всей Японии, поскольку "это дело возникло в пределах земли императора". Только император, а не сёгун или дайме, внушал чувство верности. И только верность, по мнению Ёсида, смогла бы спасти Японию. Поэтому в сложившейся ситуации реставрация императорской власти означала просто защиту страны. Бакуфу, которое всегда представляло собой лишь звено в вертикальной системе власти, подлежало удалению, поскольку больше не функционировало должным образом. За год до смерти Ёсида писал: "Откуда придет процветание Японии? Все, включая иностранцев, знают больше, чем бакуфу".
Как ни парадоксально это звучит, но Ёсида никогда не хотел создать конфликт между верностью дайме, сёгуну и императору. Он мог сказать, что служба своему сюзерену или сёгуну была службой императору и наоборот. По мнению американского историка Хароотюниана (Harootunian), такая нестандартная для японских вассальных отношений формулировка стала источником поздней харизмы Ёсиды.
Ёсида смог угадать грядущие изменения и найти связующую нить между понятиями верности бакуфу и императору. Он соединил традицию (т.е. службу своему сюзерену) с нарождающейся идеей централизованного государства (т.е. службой императору).
Система бакухан с ее жесткими сословными, вассальными рамками выталкивала Ёсиду и его последователей, мешала им проявить свои способности и служить поставленным целям. Уничтожение старой политической структуры могло создать новые общественные роли, которые позволили бы Ёсиде и его последователям проявить свои способности. В конце поиск подобной роли привел его от умеренных предложений реформ к революционным актам, направленным на уничтожение установленных жизненных институтов. Его решение действовать на свой собственный страх и риск освободило идею преданности императору от слепого повиновения, с одной стороны, и пустой абстракции, с другой. "Если идеи почитания императора и изгнания варваров не изменят сегодня мир, тогда его ничего не изменит", - писал он в 1859 г.
Поиск верности, согласно Эриксону, является характеристикой молодежи в ее общей борьбе за идентичность. Искренность, с которой Ёсида был готов следовать путем верности императору и страдать за свои убеждения, его аскетизм и презрение к смерти - все это делало его идеи доступными и понятными для людей примерно одинакового с ним возраста.
Ёсида отказался от роли только княжеского вассала во имя новой, зарождающейся верности императору, как главе государства и нации, ради больших и новых возможностей, которые предлагала ему изменяющаяся политическая обстановка. Пройдя путь от простого самурая до "слуги императора", он показал своему поколению шанс создать новые социальные роли. Готовность действовать не оставляла сомнений в том, что Ёсида служил огромному делу национальной независимости.
Можно сказать, что всё это вместе составляет причину популярности и интереса к личности Ёсида Сёин до настоящего времени.
youtu.be/3GEwtdh5mVM
www.youtube.com/channel/UCH0vR1Y9q55rE46j3uDhRL... - 壬生の恋歌 (1983)
www.youtube.com/user/BlockBhyung/videos?flow=gr... - ай, что это за ацкий адъ? Сделайте меня развидеть это - youtu.be/IF-2FX7kXBs!
rudocs.exdat.com/docs/index-10961.html?page=12#...
"Эволюция взглядов Ёсида Сеин по вопросам долга и верности императорскому дому" (Паленко Ангелина, студентка отделения страноведение Японии)
читать дальше
youtu.be/3GEwtdh5mVM
www.youtube.com/channel/UCH0vR1Y9q55rE46j3uDhRL... - 壬生の恋歌 (1983)
www.youtube.com/user/BlockBhyung/videos?flow=gr... - ай, что это за ацкий адъ? Сделайте меня развидеть это - youtu.be/IF-2FX7kXBs!
"Эволюция взглядов Ёсида Сеин по вопросам долга и верности императорскому дому" (Паленко Ангелина, студентка отделения страноведение Японии)
читать дальше
youtu.be/3GEwtdh5mVM
www.youtube.com/channel/UCH0vR1Y9q55rE46j3uDhRL... - 壬生の恋歌 (1983)
www.youtube.com/user/BlockBhyung/videos?flow=gr... - ай, что это за ацкий адъ? Сделайте меня развидеть это - youtu.be/IF-2FX7kXBs!